Оцените материал

Просмотров: 13135

Максим Илюхин: «Нельзя отдавать бизнес бизнесу. Это часть искусства»

Артем Ушан · 16/09/2009
Новый проект «Универсам» – арт-рынок без гламура

Имена:  Максим Илюхин

©  Supermarket 2009

Подготовка к открытию Supermarket 2009

Подготовка к открытию Supermarket 2009

Artist-run space – распространенная за рубежом практика организации галерей и выставочных залов самими художниками – имеет богатую историю и в нашей стране. Галерея в Трехпрудном, «Бауманская-13», «Франция» – всё это были чистой воды artist-run spaces. Одним из последних мест в Москве, где подобная практика успешно существовала, стал культурный центр «Арт-Стрелка». После его закрытия оттуда съехали почти все галереи, а совладелец одной из них, Максим Илюхин (галерея «ABC»), решил организовать ярмарку, которая могла бы объединить подобные микроинституции, дать возможность художникам продавать свои работы и стала бы высказыванием на эту тему. С ним поговорил АРТЕМ УШАН.
— Как появилась идея проекта «Универсам»? Что это и кто его авторы?

В феврале этого года я ездил в Швецию, чтобы поучаствовать в ярмарке, которая называется Supermarket. Надо сказать, что в Швеции есть большая ярмарка современного искусства Market. И несколько лет назад было решено сделать совершенно другую и абсолютно альтернативную ярмарку, которая получила название Supermarket. В Market участвуют крупные игроки — известные галереи, дилеры, музеи, государственные институции, а Supermarket — место встречи небольших галерей. В основном на ней представлены artist-run spaces. Именно Supermarket и стал для меня примером и отправной точкой в работе над «Универсамом».

Я для начала пригласил экспертный совет — для создания концепции и примерного списка участников, — кроме меня, в него вошли Стас Шурипа, Лиза Плавинская и Антон Литвин. Постепенно этот экспертный совет превратился в оргкомитет ярмарки «Универсам».

— Почему вы ощутили необходимость организации подобной ярмарки и почему именно в Москве?

— Исходя из своего личного опыта, конечно. Мы участвовали в «Арт-Москве» три года подряд и — в первую очередь эмоционально — я чувствовал себя там не очень уютно: мои взаимоотношения с публикой, с соседями меня всегда не устраивали. И когда я побывал на Supermarket, то понял, какой должна быть ярмарка современного искусства, чтобы я получал удовольствие и практическую пользу от участия в ней. Мы ведь все идем в те компании, где нам приятно бывать, правда?

Но ведь была «Арт-стрелка» — пусть не ярмарка, но все же пространство, где объединились галереи, и некоторые из них были настоящими artist-run-местами.

Да, мы там работали в режиме лаборатории, но назывались все «галереями» и подразумевали бизнес в том числе — устраивали вернисажи, встречались с покупателями.

— То есть инициатива «Универсам» — это своего рода вызов сложившимся обстоятельствам, связанным с закрытием «Арт-Стрелки»?

Нет-нет, это совершенно отдельная история, которая началась тогда, когда «Арт-Стрелка» еще работала и даже фигурировала в списке мест, где могла бы состояться наша ярмарка.

Почему, кстати, вы остановили свой выбор на здании, в котором находится издательство «Известия»?

©  ИТАР-ТАСС

Здание издательства «Известия», 1980 год

Здание издательства «Известия», 1980 год

Я перебирал в голове всем известные площадки и в какой-то момент понял, что, даже если они и подходят нам по очень многим параметрам, главным образом мы должны основываться как раз на неизвестности пространства. Мы хотели сделать свое высказывание, используя совершенно нераскрученное место. Это тонкий момент, который, я думаю, даст почувствовать тем, кто будет участвовать, и даже тем, кто придет на ярмарку, что это их собственная территория.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›